Загрузка...

Развивающие занятия для детей от 1 года до 5 лет: чем занять ребенка дома?

8 Фев 2018 | Автор: | Комментариев нет »

В воспитании детей нельзя руководствоваться поговоркой «что не делается – к лучшему». Не всегда то, что сегодня приносило пользу для ребенка, остается таким для него завтра. Случается такое потому, что формирование личности в детстве происходит очень быстро. Если взрослые хотят помочь в этом процессе, то развивающие занятия для детей должны отвечать как минимум актуальным интересам. При хорошей же течении дел нужно ориентироваться на «зону ближайшего развития». Остается вопрос: как проводить развивающие занятия с ребенком дома? Ответ однозначен – ничего сложного нет, а терпение и труд взрослых всегда окупается. Розвиваючі заняття для дітей від 1 року до 5 років: чим зайняти дитину вдома?

Какие занятия развивают ребенка

В отличие от животных, человеческий ребенок рождается абсолютно беззащитным перед окружающим миром. За первый год своей жизни проходит определенные этапы развития и формирования сенсорной и моторно-двигательных систем.Функции взрослых в этот период заключаются не только в уходе, обеспечении комфортной окружающей обстановки, но и в поддержке проявлений основных изменений в психическом и физическом развитии малыша. Какие действия родителей будут содействовать развитию ребенка? Прежде всего те, которые отвечают потребностям крохи.Взрослым следует держать в поле зрения формирование и развитие общих движений (амплитуда, частота, целеустремленность), а также не обходить вниманием движения рук и мелкую моторику пальцев. Нужна помощь родных в формировании и развитии слуха, зрения, обоняния, мышления и общения, а также самообслуживания.Розвиваючі заняття для дітей від 1 року до 5 років: чим зайняти дитину вдома?Поскольку зрение и слух окончательно формируются в первые месяцы жизни, попытки «рассматривание картинок» слушания «хорошей классической музыки» не будут служить развивающим фактором, скорее наоборот – утомляет. Наблюдения за взрослым (выражение лица, издаваемые звуки, положение в пространстве) и окружающей средой является развивающим для новорожденного до двух месяцев.Уже три месяца малышу нужно активное общение (он хочет все потрогать, попробовать, испытать на прочность), пассивное наблюдение будет тормозить развитие. Для того чтобы организовать развивающие занятия для детей в домашних условиях, необходимо знать сенситивные периоды формирования способностей ребенка и их проявления. На основе этой информации можно грамотно организовать окружающую среду и взаимодействие с ней малыша. Розвиваючі заняття для дітей від 1 року до 5 років: чим зайняти дитину вдома?

Структура занятий в домашних условиях

Поскольку ведущей деятельностью, что развивает ребенка является игра, то все занятия строятся на ее основе. Вот только игры бывают разные, и при организации занятий следует придерживаться определенной структуры (чтобы избежать переутомления ребенка). Развивающие занятия для детей могут компоноваться из различных составляющих:

  • Эмоциональный настрой на определенный вид деятельности.
  • Пальчиковая гимнастика, игра-гимнастика на общую координацию движений.

  • Наблюдения за объектами и явлениями, их изучение вместе с взрослым.
  • Организация ритмических движений (можно под детскую музыку), ведь ребенок развивается в движении, а культуре движения (и развития среднего уха) следует уделять пристальное внимание.
  • Изученный материал всегда закрепляется за какую-нибудь изобразительную деятельность ( рисование, раскрашивание, лепка, вырезание, сборка, аппликация и тому подобное).
  • Массаж и самомассаж в сопровождении детских народных прибауток и потешек.
  • Нормированная активная физическая деятельность на укрепление всех групп мышц (спортивные игры, полоса препятствий и т. д.).
  • Дыхательная гимнастика и упражнения, способствующие развитию мозолистого тела мозга (перекрестные движения).
  • Тематические сказки (желательно научиться читать сказку по ролям, со сменой голосов героев) или мультфильмы.
  • Освоение навыков самообслуживания (требуют от взрослого «железного» терпения, требовательности и доброжелательности).
  • В конце занятия приветствуется спокойная деятельность, которая не требует напряженной физической активности: настольные игры, рукоделие, слушание музыки и т. д.
  • Розвиваючі заняття для дітей від 1 року до 5 років: чим зайняти дитину вдома?

    Различие между коррекционными и развивающими занятиями

    Часто родители не дифференцируют различные виды организованной деятельности малышей, которые различаются целями, методами, использование иллюстративного и стимулирующего материала. Коррекционно-развивающие занятия с детьми проводятся в случаях наличия рекомендаций узкопрофильных специалистов и отличаются от других нацеленностью на компенсацию имеющихся дефектов развития ребенка (речевые, слуховые, зрительные, моторные, психические и др).Родителям следует иметь в виду, что потребность малыша в коррекционных занятиях заполнить развивающими невозможно. В то же время замена развивающих на коррекционные занятия также негативно может сказаться на личностном развитии ребенка. Своевременное удовлетворение образовательных потребностей дошкольника является главным рычагом, подталкивающим формирования навыков и умений на качественно новый уровень. Розвиваючі заняття для дітей від 1 року до 5 років: чим зайняти дитину вдома?

    Игрушки для развития ребенка

    Предметы окружающего мира воздействуют на ребенка не хуже, чем деятельность взрослого. Поэтому игрушек, способствует развитию памяти, мышления, внимания, восприятия, речи должен отдаваться приоритет. Плюшевые зверушки, которыми так любят баловать дошкольников все без исключения, не является «развивают» по большому числу параметров. Так, с их помощью можно воспитать «страсть к накоплению» и другие стереотипы поведения, но развития ребенка они практически не способствуют (за исключением использования их в театральной деятельности).Розвиваючі заняття для дітей від 1 року до 5 років: чим зайняти дитину вдома?Какие игрушки следует использовать в развивающих занятиях для детей?В возрасте от года до полутора лет малыши испытывают потребность в таких вещах:

  • Предметы для содействия формированию и развитию мелкой моторики и координации движений глаз-рука (мел, трехгранные толстые карандаши, набор красок для рисования пальчиками и ладошками, листы бумаги различной фактуры).
  • Наборы для конструирования из разных материалов, цветные, крупные и средние по величине – это кубики, строительные наборы, модули).
  • Куклы и мягкие звери (среднего размера, поскольку больших моделей ребенок может испугаться).
  • Шумовые и музыкальные игрушки (не автоматические в виде «нажми на кнопку – получишь результат», а издают звук при определенном воздействии на них; это барабаны, деревянные колотушки, тамбурины, погремушки и др).
  • Составные игрушки из двух - трех частей.
  • Большие модели транспортных средств, которые можно возить за собой на веревочке (иногда и проехаться самому), и игрушки на колесиках.
  • Каталки (для укрепления и развития моторно-двигательного аппарата).
  • Книжки-малышки с толстыми страницами.
  • Развивающие игрушки для детей в полтора – два года:

  • Актуальными остаются наборы для рисования. К ним прилагаются краски и кисти, всевозможные наборы для шнуровки, нанизывание бусин, всевозможных манипуляций с молниями, пуговицами и другими видами замков.
  • Пазлы (простые большие от 2 до 6 штук в наборе) и разрезные картинки (2-3 части).
  • Игрушечная мебель и наборы предметов для ролевых игр («Парикмахерская», «Кухня», «Больница» и т. д.).
  • Наборы для игр с сыпучими и жидкими материалами.
  • Всевозможные каталки и самокаты приветствуются в использовании во время двигательной активности.
  • Розвиваючі заняття для дітей від 1 року до 5 років: чим зайняти дитину вдома?Для развивающих занятий для детей 2-3 лет можно использовать:

  • Различные виды лото («Чей ребенок?», «Овощи», «Животные» и др).
  • Пазлы и разрезные картинки (из четырех частей).
  • Детские ножницы.
  • Кукольный театр и маскарадные костюмы.
  • Кукла с одеждой для каждого сезона.
  • Велосипед и различные приспособления для организации подвижных игр.
  • В возрасте от трех до пяти лет требования к развивающим игрушкам усложняются: детали становятся мельче, их количество увеличивается, больше становится объем информации, который нужно запомнить по условиям игры.

    Как обогащать словарный запас ребенка

    Каким бы маленьким ни казалось родителям чадо, разговаривать с ним нужно как со взрослым человеком, можно немного более эмоционально окрашено. Изобретение нового, никому не понятного языка общения (в силу того, что ребенок испытывает трудности в произношении) категорически запрещено. Речь взрослого всегда является для малыша эталоном для подражания, поэтому не стоит удивляться, если в лексиконе ребенка появляются слова-паразиты мамы или папы или нецензурные выражения людей старшего поколения.С помощью подражания развивается пассивный словарный запас. Для того чтобы перевести его в актив, следует провести целенаправленную совместную работу. Как правило, темы развивающих занятий для детей выбираются с опорой на календарный принцип, то есть соответствуют событиям, что происходят вокруг ребенка (времена года, природные явления, жизненные циклы животных и растений, праздничные даты, одежду по сезону, обувь и др).С каждым годом появляется больше слов, значение которых ребенок понимает и использует в собственной речи самостоятельно. Дошкольник выражает свои мысли и наблюдения с помощью сложноподчиненных предложений уже в пять лет. Однако для того, чтобы это произошло вовремя и безболезненно, взрослые должны взять на себя роль проводника, который объясняет, что откуда берется, или ищет ответы на вопросы вместе с малышом. Происходит такая работа в совместной деятельности, а это прогулки, чтение книг, просмотры мультфильмов и образовательных передач, выполнение повседневных обязанностей. Розвиваючі заняття для дітей від 1 року до 5 років: чим зайняти дитину вдома?

    Программы всестороннего развития детей: в чем их отличия

    Гармоничное развитие ребенка - основная и нелегкая задача родителей. Возможно, поэтому стали общедоступными разнообразные авторские программы, которые претендуют на «универсальность, высокую производительность в обучении и воспитании», сайты («за небольшую плату») сделать из малыша вундеркинда. Наиболее рискованными в этом сегменте методических материалов являются проекты, разработанные на возраст от 1 до 7 лет. Многие родители попадают в такую «ценовую ловушку», покупая помощи с полной уверенностью, что для развития малыша они сделали все необходимое. Это не так.Для развития ребенка, прежде всего, нужно разнообразие, причем во всем. Как бы не хотелось взрослым, но все дошкольники отличаются и по скорости обучения, и по количеству повторений для запоминания, и по видам преобладающей памяти, и по способностям, наконец. Поэтому все универсальные программы развивающих занятий с детьми грешат качеством. Из них можно почерпнуть приемы подачи нового материала, разработки игр, иллюстративный материал, методы активации внимания детей, но планировать работу с ребенком взрослый должен с опорой на актуальное развитие, потребности малыша и зону его ближайшего развития.С опорой на возрастные потребности дошкольника и формирования знаний, умений и навыков можно использовать при планировании занятий любые понравившиеся игры. В такой ситуации важно определиться: что пойдет ребенку на пользу. Розвиваючі заняття для дітей від 1 року до 5 років: чим зайняти дитину вдома?

    Развитие малышей от года до двух

    Если первые двенадцать месяцев ведущей деятельностью было эмоциональное общение, то следующий период знаменуется новым видом деятельности: предметно-орудийной. Ребенок учится обращаться с предметами быта общественно признанными способами. В этот период происходит формирование и развитие наглядно-действенного (вижу - играю) мышления и экспрессивной речи. Соответственно, развивающие занятия для детей от 1 года состоят из игр с применением этих видов деятельности (манипуляция с предметами и правильное произношение простых слов).

    Занятия с детьми двух-трех лет

    В этот период совершенствуются двигательные умения детей, а также конструкторские и художественные способности. В речи используют простые предложения, но образное сравнение пока не доступно – понимают все буквально. Развивающие занятия для детей 2 лет строятся из игр разной подвижности, с соблюдением баланса физической и интеллектуальной нагрузки. Большую роль играет совместная со взрослым деятельность.Развивающие занятия для детей 3 лет можно строить с учетом относительной самостоятельности малыша (происходит формирование «Я»-образа). Примерно с трех лет формируется сюжетно-ролевая игра. Появляется совместная деятельность со сверстниками. В изобразительной деятельности пропадают «каляки-маляки», ребенок запоминает и различает основные цвета (желтый, зеленый, красный, синий). Розвиваючі заняття для дітей від 1 року до 5 років: чим зайняти дитину вдома?

    Методы работы с детьми четырех-пяти лет

    Четвертый и пятый год жизни характеризуются претензией на самостоятельность во всем. Этот факт следует обязательно учитывать в планировании развивающих занятий для детей 4 лет. Что-то в деятельности малыша должно планироваться им самим, хотя контроль все еще остается за взрослым. Это основное отличие от планирования развивающих занятий для детей 3 лет.В течение пятого года жизни ребенок осваивает словесно-логическое мышление, которое оттачивается до шести-семи лет. Дошкольник становится более ловким, выносливым, подвижным. Внимание, память и мышление развиваются особенно активно, что, в свою очередь, требует проведения соответствующих игр, наблюдений. Развивающие занятия для детей 5 лет включают в себя и элементы грамоты, и начала математических представлений. Совершенствуются возможности в изобразительной деятельности и моторно-двигательные возможности.

    Счастливые родители – счастливые дети

    Родители в основном интуитивно чувствуют, насколько соответствует та или иная игра актуального развития их малыша. В свою очередь, ребенок на том же уровне либо проявляет интерес, либо полную апатию по поводу предлагаемой деятельности. Эталоном для присвоения какого-либо поведения являются значимые взрослые: хотите, чтобы ребенок занимался спортом или самоотверженно играл на музыкальном инструменте, – покажите пример. Если родители интересуются научными достижениями - для детей это как само собой разумеющееся действие. Хотите, чтобы ребенок был счастлив, – будьте счастливы.

    Загрузка...
    Здесь вы можете написать комментарий

    * Обязательные для заполнения поля
    Twitter-новости
    idealkras.ru
    Наши партнеры
    Читать нас
    Связаться с нами
    Наши контакты

    О сайте