Загрузка...

Павел Гудимов: “Культура имеет способность оживлять заброшенные помещения”

19 Ноя 2018 | Автор: | Комментариев нет »

Известный украинский галерист – о выставке «Metropolis» в Пороховой башне, порт пяти морей в Львове и причины торможения культурных процессов

Павло Гудімов: “Культура має здатність оживляти занедбані приміщення”

Фото: bookforum.ua

За несколько минут до начала собственной экскурсии выставкой «Metropolis. Прошлые утопии будущего» галерист Павел Гудимов общается с посетителями в холле вновь созданного Центра архитектуры, дизайна и урбанистики «Пороховая башня». В какой-то момент он отвлекается от разговора и бросает взгляд на часы: «Друзья, 10 минут – и начинаем».

Регистрация на кураторскую экскурсию прекратилась за 4 дня до ее начала. В основе проекта – взгляд художников прошлого – архитекторов, художников, режиссеров и изобретателей – на будущее. Каким видели наше время пятьдесят, сто, а то и больше лет назад? По этому вопросу Павел Гудимов начинает свою часовую экскурсию выставочными залами на трех этажах старинного здания. Спеша на вечерний поезд до Киева, куратор нашел время, чтобы ответить на несколько вопросов журналиста «Львовской газеты».

Павел, большинство ваших проектов последнего времени посвящены феноменам прошлого, «Генеза» в Свиржском замке, «Возможно это искусство» в Житомире, тот же «Metropolis»...

Наверное, пришло время собирать камни " (улыбается – А.Д.). Признаюсь вам, мы и сейчас готовим несколько проектов, связанных с уникальными явлениями прошлых веков. Но речь идет про разные временные расстояния. Наш проект «Возможно это искусство», который был частью большого исследования и закончился 2 недели назад в Житомире, был посвящен другому феномену – монументально-декоративному искусству позднесоветской эпохи. А сейчас я исследую деятельность одного завода.

Расскажите подробнее.

Карт я пока раскрывать не буду. Но этот проект будет касаться только одного завода и иметь такое же название – «Завод». Такой интересный момент сожительства крупного предприятия и художника – что они могут сделать вместе и что происходит с заводом, когда художник идет.

Назовите хоть регион. Где этот завод расположен?

В Киевской области.

Павло Гудімов: “Культура має здатність оживляти занедбані приміщення”

“Metropolis. Прошлые утопии будущего” стал первым проектом Центра архитектуры, дизайна и урбанистики “Пороховая башня”

Как реализовывался проект «Metropolis. Прошлые утопии будущего»? Насколько мне известно, над ним работала довольно небольшая команда.

Вы знаете, тяжело не было. В постоянных диалогах. Особенно – с Аней Орищенко, которая занималась текстами и была ассистентом. В конце концов, надо быть откровенным: я имею архитектурный бэкграунд. Моя мама и мой дед – архитекторы. Я жил в этом с детства. Проект «Metropolis» для меня является достаточно простым, потому что здесь не так много вещей, которых я не чувствую или не знаю. Единственное – мне нужно было посмотреть на эти вещи немного с другого ракурса.

А почему решили, что на будущее надо смотреть с точки зрения прошлого? Как родилась такая идея?

Идея возникла как противопоставление тезиса, которую мне сказали в Художественном Арсенале (проект был впервые представлен в рамках «Книжного Арсенала-2018» – А. Д.). Мол, наш литературный фестиваль будет посвящен темам будущего. Я говорю: хорошо, а что такое будущее? Кто-то может мне сформулировать определение? Какие-то стартами, гаджеты, инновации – разве это четкое представление о будущем? Почему так мало прогнозов?

И тогда я предложил: "слушайте, а если я сделаю противопоставление идеи будущего? Как в прошлом видели будущее. И сравним с тем, как видят будущее сегодня. Мою идею поддержали. В конце концов, тогда мы и начали работу над проектом.

Сейчас проект «Metropolis» может разрастаться до огромных размеров – заполнить все залы Арсенала он может легко! Просто нужно вникать в другие направления цивилизации. Пока мы держимся возле визуальной составляющей. Но не касаемся прогнозов, политических и литературных утопий. Мало касаемся научной фантастики и комикс-культуры. И вообще не берем во внимание целого пласта фантастического кино 80-90-х годов прошлого века, который тоже является очень интересным. Это черные утопии. Страшные вещи, которые могут ждать нас в будущем – если мы ничего не будем пытаться изменить.

В конце концов, надо быть откровенным: я имею архитектурный бэкграунд. Моя мама и мой дед – архитекторы. Я жил в этом с детства.

Павло Гудімов: “Культура має здатність оживляти занедбані приміщення”

Экспозиция в «Пороховой башни» должен и львовский контекст...

Так, специально для этой выставки мы добавили несколько интересных артефактов и графика Владимира Пінігіна. Я вообще являюсь большим поклонником львовской школы графики – Аксинин, Пинигин, Чаришніков... И знаете, мне было очень интересно увидеть этот диалог – Пінігіна и итальянского графика XVIII века Джованни Баттиста Пиранези. Во время работы над проектом мы даже связывались с семьей Пінігіна, чтобы иметь более полное представление о художнике, его творчестве.

Но одним из самых интересных экспонатов я бы назвал «Порт города Львова». Вы только послушайте, как это звучит – порт «Львов»! 1902 год. Австро-Венгрия. Каналы пяти морей должны были сойтись здесь, во Львове. Это чрезвычайно! Только представьте себе, какие креативные идеи были в начале прошлого века. Абсолютная раскрепощенность. А прориймо пол-Европы, чтобы во Львове был порт – нет проблем!

На выставке представлены фрагменты фильмов «Новые времена» Чарли Чаплина, «Metropolis» Фрица Ланга и легендарной «Путешествия на Луну» Жоржа Мельеса. Как вы договаривались с правообладателями?

Финансово это обошлось весьма недешево. В целом покупка прав на показ этих фрагментов стоила около полторы тысячи долларов. Да и выставка во Львове требовала значительно больших капиталовложений, чем в Киеве, поскольку помещение Пороховой башни не было приспособлено для таких мероприятий.

Но возникает впечатление, что вам нравится экспонировать свои проекты в малоизвестных и не совсем приспособленных для этого местах.

Так! Для меня это является настоящим вызовом. Но посмотрите, что происходит с пространством! Кто бы мог подумать, что Свиржский замок – фактически мертвое помещение в сорока километрах от Львова – будет собирать несколько сотен посетителей каждый день. Оказывается, культура может быть фактором оживления.

В конце концов, должен признаться. Я имел скепсис относительно помещения Пороховой башни. Когда Богдан Гой (комиссар проекта, руководитель областного союза архитекторов – А. Д.) предложил представить его здесь, я сказал, что это почти невозможно. Но когда присоединилась команда архитекторов, сомнения развеялись. Мне очень нравится результат. Львовская экспозиция является своеобразным путешествием на трех уровнях. Наш лекторий оказался в выставочном зале, а все остальные помещения на трех этажах превратились в экспозицию. Очень интересное решение, как на меня.

Только представьте себе, какие креативные идеи были в начале прошлого века. Абсолютная раскрепощенность. А прориймо пол-Европы, чтобы во Львове был порт – нет проблем!

Павло Гудімов: “Культура має здатність оживляти занедбані приміщення”

Проект будет действовать два месяца ‒ до 20 января

Культурные менеджеры часто жалуются на сотрудничество с государственными структурами. У вас есть опыт такой работы. Это действительно проблематично?

Это трудно. В этом проекте тоже возникали неприятные ситуации. Например, архитектурно-строительная библиотека имени Заболотного наотрез отказалась предоставить некоторые экспонаты для львовской экспозиции. Кое-что мы заменили цифровыми копиями, а вот оригинал книги Якова Черніхова, которая является принципиальным экспонатом, мне пришлось искать в частных коллекциях. И такие категоричные «нет» я лично слышу довольно часто. В целом я не чувствую особой поддержки со стороны государственных институтов, которые должны были бы быть более открытыми. Такое впечатление, что я имею о чем-то просить, унижаться. Или Богдан Гой должен стоять на коленях и делать акцент на уникальности экспонатов, которые так важно показать широкой общественности. Так тормозятся процессы в культуре.

В конце концов, опыт позволяет мне не травмироваться от таких неприятных случаев. Я, наоборот, более агрессивно работаю и рассказываю о действительном положении дел. Чтобы сдвинуть это с мертвой точки.

На сегодняшнюю кураторскую экскурсию по выставке «Metropolis» всем желающим прийти не удалось...

Должен извиниться львовян, потому что максимальное количество участников – 60 человек. Чтобы всем было слышно и видно. Поэтому я обещаю провести еще несколько экскурсий. Одну в этом месяце, две – в декабре. Буду рад видеть каждого.

Или существенно львовская экспозиция отличается от того, что видели киевляне на Книжном Арсенале?

По содержанию – нет. Но по форме, представлением существенно. Знаете, проект «Metropolis» в Пороховой башне мне лично нравится больше. Он здесь совершенно сделан. И камерность этого здания идет ему только на пользу.

Фото: “Я Галерея”

 

Загрузка...
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
idealkras.ru
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

О сайте