Загрузка...

«Накорми ребенка!» или «Полезное» vs «вредное»

16 Мар 2018 | Автор: | Комментариев нет »

«Нагодуй дитину!» або «Корисне» vs «шкідливе»

Говорят психологи, что еда – самая первая метафора любви, самые первые отношения, которые выстраивает новорожденный человек. Когда слышим «с молоком матери», то это значит, что от самого начала. Так можно впитать традиции, склонности, убеждения, а еще – впитать привычки. И вот самая первая привычка – пищевая – будет сопровождать человека всю жизнь. И от нее неизмеримо много зависит какой эта жизнь будет.

Аппетит – не стала дефиниция, он меняется от времени суток, от состояния организма, от настроения, от температуры за окном, от расположения планет, в конце концов! Но во все времена вокруг питания детей было столько мифов, что каждое следующее поколение вырастало еще теснее ними обвито и больше обременено.

«Нагодуй дитину!» або «Корисне» vs «шкідливе»

«Накорми ребенка!» Нам говорят, что это – первейший родительский долг. Но нет, это скорее лозунг, за которым стоит нечто гораздо больше, чем физиология. Во всем животном мире матери (родители) обеспечивают пищей своих детенышей. Сначала – мамино молочко, потом прикорм, потом наука добывать пищу самостоятельно. У людей – как у зверей, но с двумя очень существенными нюансами, которые противоречат друг другу. Во-первых, мы живем в эпоху пищевого изобилия. Во-вторых, практически у всех в роду жива память о голодных временах.

Моя бабушка Женя до сих пор помнит вкус супа из лебеды и гнилой картошки и протяжное испуганное «м-у-у-у» их коровы, единственной кормилицы, – которую чужеземцы в шинелях вывели в ночь. Тогда еды не было, поэтому ее не ели, не хранить, не выбрасывали... Моя мама , ее дочь, не знала голода, но тоже никогда не выбрасывает пищи, составляет горбушки хлеба, обрезает плесень с него. Мама – уже другая, но они оба воспринимают пищу не только как путь насыщения, для них еда – проявление любви и заботы. Растить ребенка = кормить ребенка. Кормить ее вкусно = любить ее.

Я – продукт нового времени и мышления, но еще гибридный, ибо проскакивают «нельзя выбрасывать хлеб» и «надо поесть». Но это хотя бы не «доедай, потому что там твоя сила» и «ты здесь не хочешь есть, а в Африке дети умирают с голоду!»

Современный ребенок получает массу противоречивых сигналов относительно пищи и питания.

«Есть надо с аппетитом!»

«Не вередуй и не перебирай!»

«Быть худым – не можно!»

«Толстым быть нельзя тем более!»

«Отказываться от еды нельзя!»

«Просить пищу «в неурочное» время – нельзя!»

«Выбрасывать нельзя!»

«Недоедать – не можно!»

«Сначала суп!»

«Надо есть мясо!»

«Нормальная еда – потом конфета!»

«Сладости – зло!»

«Сладости – за послушание!»

... и напоследок мое любимое (я хлеб ем ☺ – авт.)

«Надо есть с хлебом, но мама хлеб не ест!»

А-а-а-а-а-а!!! Что должен думать ребенок, который это слышит каждый день?!

Смотреть шире: интуитивное питание

Все на свете дети знают, сколько еды им необходимо: пышные и худесенькі, любители поесть и малоїжки. Даже дети с отличным аппетитом в какой-то момент наедаются и больше не хотят. На самом деле больше всего ребенок требует доверия: она съест ровно столько, сколько нужно конкретно ей. Попытки заставить ребенка есть больше или меньше оборачиваются против самих же родителей и детей, и создают ту самую проблему, которой так прагнеться избежать. Погоня за тем, чтобы сделать питание полезным и сбалансированным часто превращается в жажду накормить брокколи, когда ребенок действительно хочет просто хлеба и яблоко. Или яйцо. Если бы родители чаще спрашивали малышей, чего им хочется, то удалось бы избежать множества недоразумений. «Я сварила борщ, а ты почему не ешь? Ты – неблагодарное существо!» Да нет, тут не про неблагодарность, просто существо хотело огурец и хлеб с маслом. К сожалению, часто родители забывают или не знают о том, что полезной может быть только та еда, которая подходит, которая съедена с аппетитом и без спешки. И даже суперфуди могут нанести вред, если их запихивать против воли. Потому что здоровое питание – это все таки больше про психологическую составляющую пищи, о осмысленность, понимание нужд и желаний, чем о зеленые листочки и семечки.

«Нагодуй дитину!» або «Корисне» vs «шкідливе»

Родителям, которые серьезно встревожены питанием собственных детей может помочь только разрушение собственных стереотипов. Здесь на помощь приходит интуитивное питание. Его идея заключается в том, чтобы снять зацикленность и озабоченность едой. И первый шаг – самый трудный: позволить ребенку кушать любую пищу. Любую, которой она ХОЧЕТ. Потому что в интуитивном питании за основу берется желание и потребность организма, а не шаблонное «первое, второе и компот». Каждый человек в мире имеет желание, имеет предпочтения, но если их подавлять с рождения – способность их «слышать» и распознавать – стирается. Тогда вырастают взрослые, которые ничего не хотят или не знают чего хотят. Дети должны хотеть есть! А не есть тогда, когда «надо». Есть идея, что обязательно нужно есть суп. На самом деле, это не так. Не всем детям он нравится, поэтому заставлять не стоит. Если ребенку не хочется есть мясо или рыбу, не нужно ее заставлять. Она прекрасно может обойтись без них! Наши дети – удивительные существа: они точно знают, что им нужно в плане питания. Дети часто едят печенье, чтобы подкрепиться, потому что все остальное слишком долго ждать. Все очень просто, но родители вкладывают в эти простые детские действия и желания совсем другие смыслы, и эти смыслы совсем не вписываются в картину их представлений о том, что должно быть на столе и в желудке.

Второй момент – снять разделение еды на «хорошую» и «плохую». Жир, сахар, тепличный помидор, картофель фри – это не яд, а еда, которой можно найти вполне доступную и достойную альтернативу. Если ее предлагать, конечно. А предлагать стоит все: крупы, кусочки овощей, фрукты, рыбу, яйца, сыр, хлеб. Если ребенок голодный – она точно выберет себе что-то из этого или другого списка, она не самоубийца и не будет ходить до потери сознания без ничего во рту.

Третье правило – не должно быть запрещенной пищи. Ну, вот такой, совсем-совсем, даже под страхом смерти не дадите. Потому что именно за этим ребенок и гибнуть, и именно этого потребует. Самое желанное – недоступно, вы же понимаете, правда? А как сделать так, чтобы интерес угас? Так, предоставить доступ! И вот здесь на передний план выходит страх и предубеждение всех родителей: сладости! Если дома сладкое под запретом, то ребенок будет использовать любые ситуации для того, чтобы съесть запрещенную пищу. Если она знает, что завтра ей не дадут больше конфет, то сегодня она ними, при первой же возможности, об'їсться вплоть до высыпаний и боли в животе.

Сладкий эксперимент

Психолог Светлана Бронникова, которая много лет исследует вопросы детского питания, читает лекции и помогает родителям наладить контакт с собственными детьми, советует родителям стараться не единолично контролировать питание ребенка, а дать возможность их сохранить способность слышать свои внутренние ощущения, связанные с голодом, аппетитом и сытостью. Не нужно брать на себя всю ответственность за питание ребенка. Это непросто принять тревожным мамам и бабушкам, но они имеют только предложить пищу, а решение – кушать или нет – это уже сфера ребенка. Также Светлана Бронникова предлагает довольно экстремальный, по мнению многих, эксперимент, который, однако, дает очень хорошие результаты (если нервы мамы не сдадут☺

«Нагодуй дитину!» або «Корисне» vs «шкідливе»

Она говорит: «Я люблю фразу: чтобы выйти из зоны комфорта, нужно ее создать. Сладости для ребенка – это такая зона комфорта. Отведите дома ребенку полочку. В шкафу, холодильнике, наклейте на нее табличку с именем владельца. Потом идите в магазин, где ребенок может выбрать любую пищу для своей полки. Покупаем ее в количестве, которое превышает то, что можно съесть за раз. Ребенок может брать эту еду с полки каждый раз, как захочет. Что дальше? Вернулась ребенок из школы – предлагаем весь спектр еды, которая является. Омлет, суп, бутерброд. Если ребенок берет печенье со своей полки и идет читать книжку, значит, она хочет печенье. В период от 3-х недель до 3-х месяцев ребенок ест много еды со своей полки, ваша задача – пополнять запас до того, как он закончится. Как только малыш поймет, что любимая еда в свободном доступе и достаточном количестве, он потеряет интерес к ней. Но если вы стискаєтеся каждый раз, когда ребенок берет конфету, дети чувствуют это и начинают тестировать вас. Они прекрасно улавливают напряжение, которое существует в «любовном треугольнике» между нами, ними и едой. Они начинают реагировать протестно и не закончат кушать, пока вы не расслабитесь. Эта система работает для здоровых детей, без нарушений метаболизма. Единственный недостаток – маме нужно много валерьянки, чтобы рискнуть. Как только мы уравниваем еду в правах: суп, сладости, бутерброд – то для детей все становится вкусным».

Из собственного опыта скажу, что этот эксперимент мы уже прошли. Ни один ребенок не пострадал, сдохли только пару сотен нервных клеток мамы☺ Но мы то уже знаем, что они восстанавливаются, поэтому... Жуем печенюшки, учимся доверять детям, для закрепления программы можно время выпить красного сухого. Это, без сомнения, полезно. И для физического здоровья, и для психологического комфорта.

Загрузка...
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
idealkras.ru
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

О сайте