Директору львовского Музея игрушек позавидовал бы сам Святой Николай
Уникальная коллекция Павла Морозовского составляет более чем две тысячи игрушек прошлого века
После посещения Музея игрушек, что чуть больше месяца функционирует в Львове, невольно сообразишь не только настоящую меру верности в дружбе, а и поймешь – когда на самом деле заканчивается детство. После школы и поступления в университет? Юридически после 18‑ти? Или, может, тогда, когда погибель твоей любимой игрушки – первого друга, с которым познакомился при посредничестве родителей, крестных или святого Николая – совсем уже не волнует?
Коллекционировать игрушки прошлого столетия львовянин Павел Морозовский – ныне директор Музея игрушек – начал 7 лет назад, когда родились племянники. Хотелось, говорит, просто найти игрушки своего детства – как не оригинально, то хотя бы чьи-то копии.
С того времени мужчине удалось спасти сотни кем-то преданных друзей, что не умели взрослеть. Кого – то- от длительного заточения на чердаке, еще кого – от травмирования опрометчивыми соседскими ребятишками или пропажи без вести. Теперь у коллекционера их более двух тысяч. Но таких, что позавидовать мог бы и сам Святой Николай (где же ему теперь в Украине качественно скупаться?), и этот, наверное, помните, мистер Дункан из «один дома-2»? У него была игрушечная лавка, здесь же – несмотря на всяческие заверения самых маленьких посетителей в своей высокой покупательной способности – игрушек вам не продадут. Хотя благотворительностью Музей тоже занимается: что не пойдет на оплату аренды за помещение – отдает детям в приюте.
Все свои игрушечные достояние господин Павел пока что разместил на тридцати квадратных метрах. Пока не удастся найти немного большего помещения, в одном выставочном зале будут уживаться самые разные герои – из незабываемых «Репки» и «Красной шапочки», «Перчатки» и «Курочки рябы», «Пана Коцького» и «Ну, погоди». Здесь же – Ваня Козачок, Чиполлино, Буратино, Винни Пух, еще много других. Не обошлось, конечно, и без Бабы Яги.
Самая старая игрушка в коллекции господина Павла еще с 30-х годов. Это две деревянные скауты, которые передала из Англии украинская эмигрантка. Есть опилочные куклы, металлические холодильнички и вся кухонная утварь, музыкальные инструменты, телевизоры, телефоны, фільмоскопи, техническая игрушка (для кое-чего уже и батареек не подберешь), также мягкая...
– Медведя 40‑х, – раскрывает секрет господин Павел, – можно узнать хотя бы за бугорком на плечах. Современные таковых не имеют. Увидев вон того рыжего, бабушка из Киева аж заплакала. Я и не сориентировался, в чем дело. «Мои медведи... – говорит. – У меня таких двое было...».
В экспозиционном зале – лишь часть игрушек, всей коллекции здесь не поместить. Так, своей очереди через месяц на новогодней выставке дождутся древние елочные украшения, которых в Музее более тысячи. За то коллекционеру приходилось выложить немалую сумму, значительная часть – подаренное тогда еще совсем незнакомыми людьми.
– С открытием Музея, – рассказывает его директор, – люди охотнее приносят игрушки. Просто теперь многие уже не сомневается, что это не какая-то махинация, и их забав продавать не буду.
Хоть Музей получил имя игрушки, а не детства – у каждого, считает господин Павел, оно все же разное – экспонаты несколько выходят за пределы вещей чисто игрушечного обихода. Это давний детская одежда и обувь, пластинки со сказками, фотографии детей с игрушками в руках даже времени войны... Внимание привлекает и портрет Шевченко высоко на стене в центре комнаты. Тоже не настоящее, выясняю, – с 60-х годов. «Все здесь, – объясняет автор идеи Павел Морозовский, призвано представить нашу эпоху, эпоху наших отцов и дедов в целом». Единственное жесткое ограничение – в Музее не увидишь так распространенной в современных магазинах для детей игрушечного оружия.
– И такой не хватало в прошлом, особенно начиная с 60-х годов. Но так называемые военные игрушки меня не интересуют, поскольку детство и оружие – вещи несовместимые. В целом же наша украинская игрушка ХХ века – качественная и миловидная. Не то, что эти нынешние свинки Пеппи. Когда медведь был медведем, а уточка уточкой... Конечно, и здесь можно найти вещь, которой налякаєшся, но в целом эти игры – посмотрите-ка – несли добро, приучали детей к заботе.
Все потому, считает г-н Павел, что игрушки наших родителей были маленькими копиями настоящих вещей. Коллекционер показывает при этом самые настоящие металлические мясорубку, набор для стирки, столовые приборы, другие предметы быта.
– Эти игрушки, – продолжает директор Музея, – не слишком яркие, как современные. Хоть игрушка прошлого века тоже менялась – в 70-х она уже не выглядела так натурально, как в 50-х. Взгляните хотя бы на этих по-национальному одетых Иванка и Василинку из прессованных опилок от киевской фабрики «Победа»... Здесь они рыхлые – идея здоровой нации. Вот эти, что рядом, через десятилетия сделают из полиэтилена уже худощавыми...
Экспертами Института игрушки, что до 2005 года работал в Киеве, – узнаем от господина Павла еще один поразительный факт, – были сами дети разных возрастных категорий. За их пользованием той или иной вещью наблюдали: как реагирует, не боится, соответствуют определенные элементы пальчикам ребенка...
С каким вердиктом не выпустили мою красного цвета швейную машинку, – не без ниток и чистой иглы, заметьте! – что сразу бросилось в глаза в Музее, – восторга при ее виде – ни тогда, ни теперь – словами не передать. Серьезная оперативно‑поискового характера разговор с мамой лишь подтвердила мои подозрения: наших с сестрой телефонов – ни зеленых, ни белого цвета, мою машинку – наверное, другую дочь тогда на швею не готовили, и мамину куклу роста, видимо, ребенка летнего возраста, которую сама еще помню, – ничего уже не удастся не то что отдать в коллекции, – даже взглянуть невозможно. Единственная надежда – на львовский Музей игрушек и преданного своему делу коллекционера-директора.
Все фото Юлии Василисы