Загрузка...

6 января – сочельник (Навечерие Рождества Христова)

6 Янв 2019 | Автор: | Комментариев нет »


			6 січня – Святий вечір (Навечір’я Різдва Христового)

По давней традиции, должное рождественское празднование начинается еще вечером накануне Рождества из духовных и материальных приготовлений. Вечер этот зовется Святым или Праздникам-Вечером, или же Навечір'ям Рождества Христова, который приходится на 6 января.

Это один из самых почитаемых дней для всех христиан – и восточного, и западного обрядов – и одно из самых важных семейных праздников, магический день, когда каждая семья создает в доме атмосферу уюта, достатка и согласия.

Готовят 12 постных блюд (рецепты)

По обыкновению к праздникам хозяйки тщательным образом убирали в домах, выбеливали помещение и разрисовывали цветами дымоход, застилали новые или чисто выстиранные скатерки, рядна и полотенца. Обязательно пытались произвести новую одежду для всех членов семьи и купить новую посуду (макитры, горшки, кочерги и макогоны). Из воска собственной пасеки люди изготовляли праздничные свечи, приговаривая специальные заговоры и молитвы. В подготовке были задействованы все – и малые, и старые.

Утренние приготовления

На рассвете хозяйка приступает к работе. Первым магическим действием является добывание нового огня. Женщина достает из покутья кремень и огниво, которые последние двенадцать дней лежали под образами. Она трижды кладет на себе знак креста и, став лицом к востоку-солнца, возникает «новый огонь». Этим огнем она разжигает в печи двенадцать поленьев, что их припасала и сушила двенадцать дней последнего месяца.

После этого хозяйка приступает готовить двенадцать праздников-вечерних блюд: ставит компот, варит горох, фасоль, готовит рыбу, лепит вареники, готовит картошку, грибы, кашу гречневую, маковка и кутью из толченой пшеницы. Во всем ей помогают дети. В этой богатой, но постной ужина хозяйка представляет главные плоды поля, огорода и сада, как бы дает отчет новому году за свое богатство в прошлом году.

В то время хозяин идет поить скот, стелет новой соломы и дает ей свежего сена. Затем он одкидае снег от дома, розчищує тропы и внимательно оглянудає все хозяйство. Ничто не может быть в этот вечер вне дома – одолженное или где-то забытое.

Все члены семьи должны быть дома. Говорят, если в эту ночь где-то переночевать, то целый год будешь блуждать по миру. Нельзя и ссориться в этот день, а наоборот, надо помириться с врагами, чтобы в новом году было мирно и в доме, и вне дома.

Установки на углу Дидуха

Сегодня не завтракают и обходятся без обеда. Разве что детям, которые не могут терпеть голода, позволит иметь несколько съесть, да и то только в обеденное время.

Когда вечереет, начинается приготовление домашнего алтаря. Хозяин вносит сноп ржи —дидуха. Переступая порог, он снимает шапку и здоровается с хозяйкой, будто впервые входит в дом:
— Дай, Боже, здоровья!
— Помогай Бог, — отвечает хозяйка, — а что несешь?
— Злато, чтобы весь год мы жили богато! — говорит хозяин, останавливаясь посреди комнаты. Здесь он крестится и, обращаясь к семье, поздравляет:

— Поздравляем вас с счастьем, здоровьем, с этим Святым Вечером, чтобы вы в счастье и здоровье эти праздники провели и других дождались — от ста лет до ста лет, пока нам Господин Биг назначить возраст!

Повіншувавши, хозяин подносит «дидуха» высоко над столом и ставит в красном углу под образами.Далее он перевязывает «дидуха» железной цепью и кладет возле него ярмо, детали от плуга и хомут. Хозяйка добывает из сундука новую белую скатерть и все это накрывает.

Совместный ужин всего рода

Святой Ужин — это совместный ужин всего рода. Даже мертвые родственники и бесследно загинулі — все должны в этот вечер собраться вместе, чтобы трапезничать целым родом.

В память о своих мертвых родственников люди ставили для них кутью и узвар на окнах, разбросали вареный бобы по углам, оставляли немытыми ложки и миски после ужина — «чтобы души могли их лизать для пропитания». Садясь на стул или на скамейку, продували место«чтобы не привалить собой мертвой души», потому что в этот вечер «мертвых душ появляется уйма! И везде они есть: на лавках, на окнах, на столе и под столом ...»

Хозяин приглашает все мертвые души на святой Ужин. Он берет миску с кутьей, ставит ее на кусок полотна, зажигает свечу и лепит ее к миске. Все это он берет обеими руками и обходит трижды «по солнцу» вокруг стола. Потом ставит миску на стол, а сам становится на колени перед образами и молится за умершие души. Женщина и дети следуют примеру отца, и все вместе молятся вслух:

Просим Тебя, Боже, чтобы и тех душ до ужина допустил, что мы о них не знаем; что в лесу заблудились, в водах утонули в темных дебрях задушилися. Молимся Тебе, Боже, за тех, что никто о них не знает, ложась и вставая, и идя дорогой, никто не вспомнит. А они, бедные души, горько в аду живут и этого Святого Вечера ждут. От нас в этот вечер молитвы идут и мертвые души спом'януть!

Хозяйка берет из рук хозяина миску, ставит на стол, и семья начинает ужинать. Сначала едят кутью, а потом — голубцы, вареники, жареную рыбу, капусту — все, что готовилось, а запивают узваром.Блюда обязательно должны быть постными, поскольку сочельник приходится на последний день филипповского поста.

Также обязательно на праздничном столе должны быть:

  • Свеча. Горение свечи – это свидетельство веры, принадлежности человека к Божественному свету. Свеча сопровождает верующего человека от Крещения до смерти. Это – символ готовности человека к встрече с Богом, независимо от времени и места, когда Он захочет ее позвать к себе.
  • Соль. Без нее нельзя почувствовать полноту вкуса блюда. Так и человек не может творить подлинного добра, не находясь в гармонии с Богом. Соль указывает на внутреннюю суть человека.
  • Чеснок. Его кладут на четыре угла стола под скатерть, чтобы отогнать от семьи и дома злых духов. Это символ очищения от греха, который отравляет человеческую жизнь, символ плодородия и здоровья.

Когда кого-то из семьи нет дома, для него ставят миску и кладут ложку.

Если в это время случится посторонний человек, его тоже приглашают к столу. Гость на Святой Вечере, по верованию наших предков, приносил счастье в дом.

Во время ужина выходить из-за стола не годится, разговаривать много — тоже не хорошо. Первую ложку кутьи хозяин подбрасывает до потолка«чтобы так ягнята прыгали, как эта пшеница скачет от земли до потолка!»

Вторую ложку кутьи подбрасывает — «чтобы телята рыкали так, как это зерно прыгает от земли до потолка», а третью«чтобы пчелы роились».

Все во время ужина имеет вещее значение: если тень на стене подобная скирды — будет урожай на хлеб, в стоге — сена будет много, до дерева — фрукты родит... Если парень во время ужина захочет воды напиться, отец ему пить не даст и скажет:

— Не пей, сынок, воды за Святой Вечерей, ты — казачьего рода. Как вырастешь — в поход пойдешь славы добывать, а в походах всяко бывает; бывает и так, что жажда мучает. Так вот знай: выдержишь жажду за Святой Вечерей — никакие походы не страшны!

Если сын во время ужина чихнет — отец дарит ему жеребенка, потому что это знак, что казаком будет. Если же чихнет девушка, то это знак, что она в хозяйки собирается, и отец ей теленок, бывает, дарит — «на счастье».

В центральной и восточной Украине дети носят ужин близких родственников: внуки — до бабы и деда, племянники — к тете и дяде, крестники — крестным. Занося ужин, люди будто пытаются присоединить живых членов рода к общей праздников-вечерней трапезы. Обычай этот происходит так: дети, чаще всего мальчик с девочкой идут к деду и бабке с узелком. Постучат в дверь, переступили порог, мальчик сбросит шапку и говорит: «Добрый вечер, с Святым Вечером будьте здоровы! Просили папа и мама и мы вас просим на ужин — нате вам ужин!»

Готовим 12 блюд на Сочельник: вкусные рецепты постных блюд

Загрузка...
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
idealkras.ru
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

О сайте